Чалма – модный аксессуар, имеющий многовековую историю, и пришедший в нам с древнего Востока. Если поначалу копирование было близким к оригиналу и этот головной убор изготавливался для салонных модниц исключительно из шёлка, бархата и парчи, то во второй половине 20 века, когда мода «выплеснулась» на улицы крупных городов и стала массовой, появилось новое воплощение этого старинного головного убора — вязаное спицами или крючком.
Существует несколько вариантов вязания такой шапочки. Самым простым является изготовление чалмы из прямоугольного вязаного полотна, сшитого определённым образом.
Мы рассмотрим, возможно, более хлопотный, но имеющий свои неоспоримые преимущества вариант: шапка выглядит более объёмно, не сползает на лоб, плотно закрывает уши, не требует дополнительного дублирования подкладкой. Рельефные полоски по изнаночной глади работают как рёбра жесткости, не позволяя шапке заламываться и «проваливаться» вовнутрь.
Давать подробное пошаговое описание с указанием точного количества петель и рядов не имеет смысла, так как это резко сузит круг желающих связать себе такую шапочку.
Она состоит из двух частей: длинной полосы переменной ширины и овального фрагмента, выполняющего функции части донышка.
Основным узором, которым выполнена шапочка является сложный жгут, схема вязания которого приведена ниже.
Для создания необходимой длины узких частей полосы сложного жгута, некоторые части раппорта (с 1 по 26 ряд) повторяются дважды.
Для расширения основной полосы и скругления донышка сначала прибавляются, а затем убавляются петли, на которых вяжутся рельефные полоски. Каждая из этих полосок вяжется на двух лицевых петлях, из промежутка между которыми вытягивается накид, а затем эти две петли провязываются вместе лицевой. Эти полоски расположены на изнаночном фоне, ширина которого тоже варьируется от одной до трёх петель. Расширение и сужение основной полосы и донышка позволяет сгладить углы, которые неизбежно появляются при сшивании чалмы, связанной прямоугольным полотном с прямоугольным донышком.
Ниже на фото показана схема раскладки и последующего соединения частей шапочки.
На схеме жгута указаны два сложных перемещения, которые позволяют изменить угол наклона более мелких жгутов, из которых состоит узор.
Основные принципы сложных перемещений мы рассматривали в уроке 44А. Не забудьте, что для нашего случая порядок перемещения будет выглядеть несколько по-другому, чем в уроке. Будьте внимательны! Объём и глубину шапочки можно варьировать количеством рельефных полосок, дополняющих основной сложный жгут.
Такой дивной красоты тюрбан вижу впервые. Работа очень понравилась. Оригинально. Сразу видно, работал мастер. Спасибо Вам!
Большое спасибо, Татьяна! Ваши слова вселяют в меня уверенность и окрыляют!
cпасибо очень интересно но вот немного не понятно по размеру
Вера! Шапка связана на окружность головы 58 см. Но у меня короткие волосы и шапочка немного свободна, зато не портит причёску! 🙂
Доброго времени суток!Второй год смотрю на этот шедевр,а вот хочу «воплотить его в жизнь» — попробую вязать,думаю справлюсь. Всем спасибо за красоту и желаю легких и ровных петелек,здоровых ручек и зорких глазок.До новых шедевров!!!
Большое спасибо, Евгения, за Ваши пожелания! Уверена, что Вы справитесь!
Доброго времени суток,Танюша!Второй год любуюсь Вашим творением,шедевром и красотой!И всетаки,буду очень признательна в оказании помощи по вязанию этой шапки:особенно интересует начало работы и рельфные полосы.Заранее благодарю и желаю здоровья и новых красот!!!
Евгения! Я очень рада, что моя работа не оставила Вас равнодушной. Большое спасибо за такой позитивный отзыв и добрые пожелания. Ответы на Ваши вопросы уже есть в описании работы. Если появятся дополнительные вопросы, с удовольствием отвечу.
Самая красивая чалма!Большое Вам спасибо!